Евгения 'Джонни' Смолякова (jane_sea) wrote,
jane_sea

• Mood:

"В гости к Уч-Сумер". О маршруте без лирики

Прошел ровно год, а я вот только закончила все отчеты. :) Мало того, что было потрачено масса всего - времени, средств, душевных и физических сил, но сколько было приобретено, и все эти приобретения на столько ценны, на сколько и не понятны очень многим. А некоторые из этих приобретений оказались прямо-таки судьбоносными и долгоиграющими.
Собственно, я же хотела без лирики...

Карта наших перемещений

Идея путешествия — пробраться в самые отдаленные и труднодоступные, по общественному мнению, места, имея лишь огромное желание разгадать тайны этих мистических мест, да легковой автомобиль («пузотёрку») в качестве средства передвижения. Решить для себя и поделиться с другими, какой вид туризма интереснее именно в этом регионе. Попытаться разгадать, почему же так много людей манит именно Алтай, и почему увидев его раз, хочется возвращаться сюда снова и снова.

Путешествие состоялось в период с 2 по 17 августа 2011 года. Основное средство передвижения — автомобиль и, если быть совсем точной, то легковой автомобиль марки Тойота Приус, т.е. вполне подходящий под звание "пузотерки".

По дороге в Джазатор

Почему мы выбрали именно этот способ передвижения, я рассказывала в заметке Куда податься или хочу туда, не знаю как...

Маршрут по дням

При составлении маршрута я пользовалась книгами А. Лебедева, картой, как аналоговой, т.е. бумажной, так и электронными из интернета.

• 0 день - 2 августа

Прибытие в Новосибирск, целый день в городе.

Выехали из Новосибирска в 8 утра, к вечеру (около 18) были на Семинском перевале. Двигались по Чуйскому тракту, дорога очень хорошая, пробки были только на выезде из Н-ска.
Ночевали в гостинице Учебно-тренировочного центра "Семинский перевал". В этом районе с жильем не просто, гостиниц не много и они недешевые. Если есть время, можно поискать ночлег у местных жителей, порой условия в частных домиках и юртах лучше, чем в гостиницах — проверено на себе. :)
Если же решите заночевать именно в УТЦ, то бронировать лучше заранее, мы этого не сделали, но нам повезло — достался последний свободный номер. Не могу сказать, что ночевка в этом месте была очень комфортной, скорее даже наоборот — горячей воды на двоих не хватило, всю ночь пели трубы, было душно. Вторую ночь там провести не захотелось. Номер с ванной и телевизором для троих стоил порядка 1800 р.

Утро на Семинском перевале, Иван-Чай / Morning on Pass Seminsky

С Семинского выехали в 10 утра и направились в село Тюнгур. По дороге посмотрели Ябоганский перевал, долину и озеро, а так же Усть-Канскую пещеру. Здесь дорога похуже, чем Чуйский тракт, местами асфальт, местами хорошо укатанный грейдер без камней. Асфальт иногда с ямами, но на скорость передвижения дорожное покрытие почти не влияет, скорее количество остановок на фотосъемку, т.к. красивостей здесь много.
В Тюнгуре были довольно рано, поселились на базе "Высотник" в кемпинге — больших палатка с деревянными кроватями и тонкими матрасами. Уровень комфорта выражается одним словом — по-спартански. Стоило это удовольствие не дорого — около 350 р/чел. Если есть возможность, то "Высотник" предлагает и более комфортные места для ночлега. Так же, на территории есть баня, кафе, где очень вкусно кормят.
Там же, заранее, организовали досуг на несколько следующих дней — сплав по Катуни и поход на гору Байда с целью увидеть легендарную гору Белуха.

Ябоганская долина

Усть-Канская пещера, река Чарыш

Здесь мы были вынуждены прервать наш авто-марафон и начать пеший этап путешествия, который тоже был из разряда исследовательских и основной его задачей было выяснить на сколько тяжело ходить в горные походы людям не подготовленным.

Село Тюнгур расположено на приграничной с Казахстаном территории и здесь введен пропускной режим. Оформить пропуск можно заранее, действуя по алгоритму, который я описала в совете — Оформление пропуска в пограничную зону в Усть-Коксинском р. Так же, на свой страх и риск, можно попробовать оформить пропуск на месте. Мы не рисковали и заказывали его заранее, за месяц. Кстати, гражданам других стран, а Украина и Белоруссия — это уже другие страны, о пропусках необходимо позаботиться еще раньше, кажется за три месяца.

Весь день провели в Тюнгуре, сплавлялись на рафтах по Катуни.

река Катунь в Тюнгуре

Утром выдвинулись в поход на гору Байда. Нас обеспечили гидом-проводником, лошадками, которые несли наши рюкзаки и палатку, провизией, который было, как на полк солдат.
Подъем был не тяжелым, но шли мы не быстро, т.е. совсем медленно. Сказывалось отсутствие опыта в горных походах, а так же физическая неподготовленность. В целом, мы вроде не немощные, но и очень физически развитыми нас не назовешь.
К месту стоянки — около речки Деты-Кочек — дошли уже далеко после обеда и ужинали уже после заката. Ночь была холодной и спокойной.

Вид на Белуху со смотровой площадки

Весь день провели в гуляньях по Тургундинскому плато, с которого при ясной погоде очень хорошо видно красавицу Белуху.
Пытались штурмовать гору Кызыл, но отсутствие треккинговой обуви плохо сказалось на нашей способности лазить по курумнику.
Вообще, кроме перевала Каратюрек, который достижим, но с большей затратой сил, Тургундинское плато и гора Байда являются идеальным местом для наблюдения Белухи. Здесь она, как на ладони, прямо перед Вами.

Вид на гору Белуха с Байды

Вид на Белуху с Тургундинского плато, Нижнее Тургундинское озеро

Отдельно хочется сказать об организации и гиде. Сопровождала нас гид Ксюша. Очень отзывчивая и, главное, ненавязчивая девушка. Она с пониманием относилась ко всем нашим прихотям, вела туда, куда мы показывали, развлекала разговорами, но не слишком, кормила очень вкусно и на убой. :)

Возвратились на базу. В целом день особо ничем не примечательный. На следующий день был назначен наш отъезд.

Гид - Ксюша

Сгоревший лес на горе Байда

Всего на базе "Высотник" мы потратили порядка 10 — 12 тыс. рублей на двоих. В эти расходы входили места в кемпинговых палатках, сплав на рафтах, баня два раза, услуги гида, аренда лошадей, питание в походе и на базе в кафе.

С "Высотника" выехали утром с намерением доехать до Акташа, но из-за плохой погоды и неоптимистичного настроя у всего экипажа нашего пепелаца, я решила на ночлег остановится в Онгудае, в гостинице "Лидия". Координаты ее я, к сожалению, не записала. Но найти ее просто, при въезде в село, на главной площади, где скопление магазинов, нужно повернуть налево в проулок. Там двухэтажное кирпичное здание и вывеска. Стоимость проживания 400 р/чел. На втором этаже есть общая ванная, на первом — душевая кабинка. Почти шик. :) Точно есть два двухместных номера и один четырех местный, может и еще какие, но я не исследовала.
В этот день удалось осмотреть только Каракольскую долину, Уймонскую степь и посетить Мемориальный музей Н. К. Рериха

Уймонская степь

Каракольская долина, Уч Энмек, Бичикту-Боом

Продолжили свое движение в направлении села Джазатор и даже уже почти ночью туда доехали.
Трасса М-52 или Чуйский тракт на всем своем протяжении не вызывает никаких нареканий, не было их и в этот день.
Из Онгудая мы выдвинулись утром и под ночь приехали в Джазатор. По дороге осмотрели Первый двухцепной висячий мост в мире, пытались разгадать Послания древних, смотрели, что натворил ледник, когда отступал, немного помедитировали на стрелке рек Чуи и Катуни и видели алтайский стоунхендж.

Чуйский тракт недалеко от Курая

О дороге на этом участке пути стоит рассказать подробнее. Как я уже сказала, Чуйский тракт на высоте, но нам с него пришлось свернуть в селе Кош-Агач и двинуться в сторону села Джазатор через Чуйскую степь. Здесь асфальта нет, только грейдер с камнями разного размера, которые при большой скорости движения очень бьют по дну машины. Так же дорога опасна своими поворотами с полным отсутствием видимости перед капотом машины — крутой подъем и резкий поворот направо, например. Этот участок в 140 км от Кош-Агача до Джазатора мы ехали 6 часов, т.е. средняя скорость движения составляла 20 км/ч.

дорога в Джазатор за пограничным постом

Село Джазатор тоже находится в приграничной зоне и нужно оформлять пропуск — Оформление пропуска в пограничную зону в Кош-Агачинский р-н

Одна из причин, по которой мы поехали в Джазатор, это возможность прямо с дороги на село увидеть Белуху, но уже с другой стороны. На обратном пути нам повезло и мы ее видели. Место это находится ровно посередине от Кош-Агача в Джазатор — на 70-ом километре пути недалеко от домика дорожной службы.

Белуха с дороги на Джазатор (Белуха)-crop

дорога в Джазатор (Беляши), пост дорожной службы

Остановились на турбазе "Кабарга", руководит и содержит ее местный житель — Альберт Каменов. Он же может организовать и досуг, но об этом с ним нужно обязательно договариваться заранее по средством телефона или эл.писем. Главное, иметь ввиду, если он не ответил на письмо, значит он его не читал, а не потому, что не захотел отвечать. С интернетом в селе напряженка, но он есть и только мобильный. Так же, следует иметь ввиду, что начало августа — время сенокоса и найти проводников для похода в горы будет не просто, да и сам Альберт в это время занят и ему сложно совмещать организацию туристов с сенокосом. Тем не менее, если даты уже назначены и перекладывать ничего не хочется, то попытаться договориться все же можно попробовать.

В этот день мы снова оставили наш пепелац отдыхать, а сами пересели на лошадей, чтобы и тут проверить свои силы. Прогулявшись на Кумысную ферму и обратно выводы были не утешительные — лошадь — это тяжело, к общению с ними надо готовится основательнее, пешком легче.

Вид с Южно-Чуйского в сторону Ак-Алахи и села Джазатор (Беляши)

Гора Иикту. Вид из села Джазатор.

Ездили в степь Самаха и Магажа, на берег рек Коксу и Аргут. Передвигались на УАЗике, другой транспорт тут не пройдет.

Степь Самаха / Steppe Samaha

Река Аргут / River Argut

• 11 день - 13 августа

Провели в бесцельных продилках по селу, по берегу реки Джазатор и приготовлениях к отъезду.

Наши затраты в Джазаторе: проживание 150 р/ч, баня — 150, аренда лошадей — 550 р/лошадь, проводник и его лошадь — 950 р на группу, 1500 р за машину УАЗ. Питались привезенными с собой кашками и супами из пакетов, кое-что докупали в магазине, но выбор тут не велик. Есть всякие консервы, макароны, каши, йогурты, шоколадки, плюшки, хлеб. Нет овощей, картошки, фруктов. Один день готовили хариуса, подаренного нам Альбертом. Так же, его жена угощала молоком и маслом.

массив Шенелю из Джазатора (Беляши), река Джазатор

Слияние Ак-Алахи и Джазатора. Образование Аргута.

Выдвинулись из Джазатора в обратном направлении. Дорога была все такая же, но ехать по ней дней гораздо приятнее, чем в сумерках.
В этот день планировалось посещение холмов Кургак, Курман и Джалгизтобе (Жалгиз-Тобе), на которых можно было бы найти самую длинную руническую надпись.
Холмы находятся в Чуйской степи в стороне от Кош-Агача, в направлении оросительных кругов, которые видно на любой карте в интернете. 49°52'32.1971''N 88°41'16.7716''E — координаты холма Жалгиз-Тобе.
Т.к. эта местность сплошь солончаковая, то при выпадении осадков, которые впрочем здесь редки, но возможны, есть шанс застрять на долго, т.к. ко всему тут безлюдно. От Чуйского тракта холмы находятся примерно в полутора километрах, от Кош-Агача — в 3 км.

Ночевали в Акташе. Заночевали в частном доме на въезде в село, который находится напротив заправки и гостиницы "Расул", в которой не было мест. В придорожном мотеле мест так же не было, но в последствии мы не пожалели, что выбрали именно частный дом. Стоимость проживания — 350 р/ч. В домике 4 комнаты. В нашей комнате было три кровати, в соседней больше, вроде бы 4. Еще одна комната для двоих и что было в четвертой я не знаю. Тут же есть баня по 150 р/ч. Туалет на улице, но очень чистый.

Чуйская степь / Chu steppe

Наскальные рисунки Чуйской степи

День был посвящен Улаганскому району.
От Акташа мы доехали до Улагана, а оттуда через Балыктуюль двинулись до перевала Кату-Ярык. Из-за нехватки времени спускаться с него не стали, только посмотрели, как это делают другие.

Дорога здесь тоже без асфальта — грейдер, но вполне сносный. Наша пузотерка ее прошла без проблем. Возможно, в дождливую погоду будут опасные места на предмет застревания в грязи, но нам повезло, было сухо.
Ночь снова провели в том же доме в Акташе.

• 14 день - 16 августа

Выехали из Акташа утром, около 9 часов, к 19 были в Барнауле. Практически нигде не останавливались. Дорога — Чуйский тракт, как уже говорилось, отличная.

Чуть не опоздали на самолет, но наш водитель проявил чудеса вождения, а мы узнали каково ездить по городу со скоростью 150 км/ч — очень страшно! Не повторяйте, это может быть опасно для жизни! ;)
На самолет зарегистрировались в последнюю минуту, но потом долго сидели в зале ожидания, не давали самолет к посадке.

Итого:
2 человека — jane_sea и Fenya, 3000 км, 7 районов, 3 области, 2 недели, около 1500 фотокадров (из них 540 фотографий размещено в отчетах), 87 видеоролик (из них получился один трехминутный ролик — Алтай. Близко к сердцу), около 50 тысяч рублей на человека (аренда машины, билеты на самолет, жилье наше и водителя на всем маршруте, аренда лошадей, оплата проводникам и гидам, еда, другие мелкие расходы), неизмеримое количество впечатлений, положительных эмоций и бесценного опыта.
И теперь хочется выразить огромную благодарность Турбине за ее поддержку и внимание к нашему проекту. Спасибо! :)
http://youtu.be/0ZO9mbp63Uc - пройдя по этой ссылке можете увидеть, как я все тоже самое рассказываю в Русском Географическом обществе на встрече, организованной Турбиной.

Вот и... э нет, это еще не все! :) Как говорится, to be continued... Не прямо сейчас, но это точно еще не конец, скорее, только начало ;)

2 недели за 3 минуты... - небольшой видеоролик об увиденном за две недели;
"В гости к Уч-Сумер". Мой рассказ про Алтай в РГО - рассказываю об Алтае в Главном штабе Российского Географического общества в Питере (можно посмотреть на меня в живую) :)
"В гости к Уч-Сумер". О маршруте без лирики - маршрут по дням;
"В гости к Уч-Сумер". Опять загадки или план Б. - Улаганский район, Красные ворота, мертвые озера и перевал Кату-Ярык;
"В гости к Уч-Сумер". Ищу то, не знаю что - поиск рунических надписей и наскальных рисунков на холмах (Джалгизтобе, Кургак и Курман) в Чуйской степи;
"В гости к Уч-Сумер". Дорога в Джазатор (Беляши). Только картинки - да, только фотографии, сделанные по дороге в (из) Джазатор (Беляши);
"В гости к Уч-Сумер". Степь, да степь... - степи бывают разные... Уймонская, Курайская, Чуйская, а еще Самаха и Магажа;
"В гости к Уч-Сумер". Беляши – это не только пирожки… - казахское село Джазатор, образование Аргута и как мы на лошадях ходили в горы;
"В гости к Уч-Сумер". Алтайский стоунхендж и дорога в Джазатор. - Тархатинский мегалитический комплекс, Чуйская степь, красивая и трудная дорога в Джазатор;
"В гости к Уч-Сумер". Самый длинный день. - продолжение дня в "настоящем" Алтае - Калбак-Таш и Чуй-Оозы - место встречи Чуи и Катуни;
"В гости к Уч-Сумер". "Настоящий" Алтай. - за перевал Чике-Таман к Катунским террасам и двухцепному "дембельскому" мосту;
"В гости к Уч-Сумер". Хмурый, хмурый день... - несуществующая дорога, Уймоснкая степь гневается, история Чуйского и долина смерти пызырыкских вождей;
"В гости к Уч-Сумер". По сказочному лесу. - долгая дорога обратно, к "Высотнику";
"В гости к Уч-Сумер". Сама Уч-Сумер! - долгожданная встреча с Белухой;
"В гости к Уч-Сумер". Пешка или ход конем. - лучше гор могут быть... вот и я была в горах. Поход на гору БАйда;
"В гости к Уч-Сумер". Ну, и где экстрим? - село Тюнгур, хрюша-улыбака и как мы ходили по бабам после сплава по Катуни;
"В гости к Уч-Сумер". Мне сверху видно все, ты так и знай. - древнейший памятник Сибири - Усть-Канская пещера;
"В гости к Уч-Сумер". Первый блин... - про озеро, которое 100 лет назад имело форму блина, про холмы и необычные обоо;
"В гости к Уч-Сумер." Стартуем. - про подсолнухи и Семинский перевал;
"В гости к Уч-Сумер." Вступление. - краткий фотообзор того, что предстоит;
"В гости к Уч-Сумер." 2 вместо 22 - первые впечатления, август, 2011;
Голова в облаках - в небе над Новосибирском;
Рассказ о нашем путешествии по Алтаю. Лекция в клубе путешественников "Миры". - аудиозапись рассказа в клубе путешественников "Миры" в Москве.

Напоминаю, что за моими (и не только моими) отчетами об этом (и не только этом) путешествии можно следить на

Tags: Алтай, Россия, Сибирские сказки, фото

• Огонь, вода и… ?!…

Теперь мне стала ясна строка из Библии про потоп. Та сама — «…дождь лил сорок дней и сорок ночей…» — звучит…

• Зажигай?

Стихия в последнее время не щадит нас, если зима была все-таки благосклонна, то весна отыгрывается за двоих. Сильные ветра, практически ураганы,…

• Лебединое озеро

Не про балет сейчас я Вам, друзья, буду рассказывать, а именно что про озеро, которое так и называется Лебединым. Точнее, судя по карте оно Светлое,…